Правовой аспект деятельности общественных кинологических объединений


Зеленов А.Н., член президиума РФОС, заместитель председателя правления Нижегородского областного общества охотников и рыболовов, г. Нижний Новгород

Из всего спектра проблем, существующих в деятельности общественных кинологических объединений России, одним из наиболее болезненных и неурегулированных, является вопрос деятельности объединений собаководов, не обладающих правом юридического лица. Кроме охотничьего направления, это в равной степени относится к служебному и любительскому собаководству.

Статья 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает деятельность общественных объединений без государственной регистрации, при этом не обретая права юридического лица. Эту норму многие собаководы знают и используют в своей работе. Статья 32 этого закона предписывает, что только общественные объединения - юридические лица имеют право собственника имущества этих объединений. Эта норма в отличие от предыдущей воспринимается по-разному. Руководители многочисленных кинологических объединений, взимая с собаководов различные сборы, с наивностью заявляют, что их объединения действуют без образования юридического лица. При этом многие про себя уповают на наше "авось", показывая свою слабость и нежелание искать выход из сложившегося положения. "Страусиная" позиция в отношениях с государством не решает проблему, а отодвигает ее в сторону до определенного момента. А ведь именно решение проблем является одной из основных целей создания общественных объединений, таких как общероссийские федерации служебного, любительского и охотничьего собаководства, и объединяющая их Российская кинологическая федерация (РКФ). Эти организации обязаны содействовать созданию для российских собаководов оптимальных условий для плодотворной деятельности, инициируя принятие Правительством и Государственной Думой нормативных актов, способствующих этому процессу. Однако с трудом можно перечислить федеральные нормативные акты последних десяти лет, изданные по инициативе кинологических организаций во благо национального собаководства. Мы забываем, что российского чиновника, как вероятно и иного, необходимо подталкивать, проект документа ему надо готовить. А заинтересованы в этом миллионы собаководов, которые и объединились в клубы, секции и федерации.

Проанализируем ситуацию с клубами. На сегодня клубы - это одна из наиболее распространенных форм создания и деятельности общественных объединений собаководов. Наличие у клуба хотя бы одного из таких атрибутов, как печать или штамп, бланки или документы, не говоря уже о приеме денежных средств за различные взносы или кинологические услуги (запись на выставку или выдача племенных документов), квалифицирует его как владельца имущества. Даже безобидный журнал клеймения уже характеризует организацию как собственника. Наличие вещных и обязательственных имущественных прав является принадлежностью юридического лица, то есть общественного объединения, прошедшего предусмотренную законом процедуру государственной регистрации.

Гораздо легче переделать что-то материальное, чем изменить наше сознание и наши привычки. Своим консерватизмом мы пытаемся нивелировать несовершенство действующего законодательства, объясняя свои действия благими намерениями. При этом большинство собаководов прекрасно понимают, что эта деятельность сопрягается с элементами, предусмотренными рядом статей Уголовного и Налогового кодексов, составами кодекса об административных правонарушениях, и при определенных условиях вполне обеспечит серьезные правовые последствия.

Вернемся к теме и опять вспомним нормы "нашего" закона "Об общественных объединениях", который совершенно конкретно ограничивает круг возможных субъектов учредителей и членов общественного объединения. Это физические лица (граждане) и юридические лица - общественные объединения. Порядок обретения права юридического лица законодателем определен конкретно и логично. И как бы некоторые из наших коллег не пытались "натащить" законодательство на себя, все это до поры до времени. Надо быть реалистами. Не замалчивание ситуации, а только ее трезвая оценка дает возможность поиска и нахождения выхода.

Основным сложным организационным и финансовым моментом, обеспечивающим выполнение требований законодательства к юридическим лицам в форме организаций и отделений, является процедура государственной регистрации с постановкой на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах. За этим стоят регулярные, достаточно сложные учет и отчетность, уплата налогов, содержание специалиста финансового профиля и, значит, издержки. А так как подавляющее большинство наших организаций имеет скудный доход, то в существующих условиях содержать бухгалтера они не в состоянии.

В рамках существующего законодательства одним из вариантов решения задачи является предложенная президиумом Федерации охотничьего собаководства (РФОС) схема создания кинологических центров. Эти структуры, имеющие региональные или межрегиональные статусы, объединяя как отдельных собаководов, так и их объединения, могут действовать как филиалы или представительства без обретения права юридического лица, либо как организации или отделения РФОС. Это позволит консолидировать усилия, финансы и даст возможность законного функционирования этих объединений.

Отчасти в более выгодном положении находятся секции кровного охотничьего собаководства, действующие при обществах охотников и рыболовов. Не являясь самостоятельными лицами, они осуществляют финансовую и организационную деятельность через свои общества, и это дает им возможность полноправной работы с другими организациями, например, с РФОС. На практике элемент самоуправления секции возможен только при определенной лояльности к деятельности этой секции со стороны правления общества и его председателя. В противном случае рассматривание секции как общественного объединения собаководов, действующего на условиях самоуправления и самофинансирования, будет фикцией. Баланс интересов, реализация прав и выполнение обязанностей членами секций, созданных для достижения общих целей (ведение племенной работы), характеризует эти секции как общественные объединения.

Подтверждением актуальности темы было ее бурное обсуждение на прошедшей в декабре 2003 года отчетно-выборной конференции РФОС в кулуарах, в ходе заседания и последующее активное голосование делегатов. В рамках построения правового государства легализация деятельности многочисленных общественных кинологических объединений и поиск выхода из сложившейся ситуации являются актуальным базовым вопросом для развития и нормального функционирования собаководства в России.