IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
ОтветитьСоздать новую тему
> БЕГУЩАЯ БЫСТРЕЕ ВЕТРА, статья Елены Халмоши
GREYHOUND_RACE
сообщение 18.2.2011, 0:13
Сообщение #1


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 1677
Регистрация: 9.5.2005
Пользователь №: 30



Предлагаю ознакомиться с недавно вышедшей во всеукраинской газете "Охота и рыбалка" статьей эксперта Е. Халмоши, написанную с любовью к породе, без апломба, со знанием дела, логическими выводами. Полной электронной версии журнала нет, размещаю авторский вариант статьи.

БЕГУЩАЯ БЫСТРЕЕ ВЕТРА
В незапамятные времена, когда человек еще добывал себе пропитание, охотясь на диких зверей, а из оружия он владел только луком и копьем, самым главным помощником на охоте ему была собака, способная догнать самых быстрых диких животных. Только ветер мог соперничать с ней в бескрайних степях древнего мира. Это было стройное животное, высокое на ногах, с длинной шеей, узкой изящной головой и крепкими зубами, глубокой грудью и подтянутым животом, длинным тонким хвостом. В общем, существо, непохожее на всех остальных собак. И в языках многих народов она и не называется собакой. Это была борзая, имевшая особое положение среди остальных домашних животных, так как была кормилицей и неизменным спутником кочевников.
И что интересно, борзые почти не изменились за сотни и тысячи лет своего существования. Изображения борзых встречаются уже в наскальных рисунках древнего человека 4 000 лет до нашей эры. Борзых мы видим и на фресках древнеегипетских гробниц 3000 лет до нашей эры.
На территории нынешней Украины, в южной степной ее части, еще более чем две тысячи лет назад обитали племена кочевников – скифов, как называли их греки, а самоназвание этого народа – сколоты. Они занимались скотоводством и охотой. В скифских курганах (древних захоронениях знатных правителей скифов) археологи нашли золотые украшения с изображением быта этого народа. Скифы очень мастерски изготавливали различные украшения из золота, необыкновенно реалистично отображая облик животных в рельефах. Самой знаменитой находкой является скифская золотая пектораль, найденная в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область), на которой, кроме сцен из жизни скифов, диких животных и коней запечатлены борзые, преследующие зайца. Изображение Древний художник точно и достоверно изобразил домашних животных в различные периоды их жизни, людей, ухаживающих за скотом. Борзая, скачущая за зайцем, возможно, является прототипом предка ныне существующей хортой. На греческих амфорах, которые изготавливали для скифов греки, также имеются образы подобных борзых рядом со скачущими на лошадях охотниками. Следовательно, охота с борзыми была весьма популярна у скифов, а борзая стояла не на последнем месте среди их домашних животных.
Этих же самых вертрагус (vertragus) – гладкошерстных борзых с маленьким затянутым ухом, мы видим и на древнеримских мозаиках. Кельты, передвигаясь на запад, гонимые великим переселением народов, способствовали распространению этого вида борзых во всей Европе. Ведь еще в 16 веке нашей эры с борзыми охотились и немцы, и голландцы, и французы, и венгры, и поляки. Но только в Англии гладкошерстные борзые кельтского происхождения существуют и до настоящего времени и достигли совершенства в быстроте бега, правда, лишь за искусственной приманкой. Это всем известный грейхаунд, ныне являющийся спортивной породой. Где раньше, где позже, революции и введение новых земельных законов привели к полному исчезновению местных пород борзых этого типа, кроме Испании, где из всех стран Европы до сих пор сохранилась охота с Гальго – испанской национальной породой борзых типа грейхаунда. Уже в 20 веке были вновь восстановлены и зарегистрированы как национальная порода Польский Харт и Венгерский Агар.
На территории бывшего Советского Союза до сих пор охотятся с хортой борзой. А в Крыму, в Симферополе, на Петровских скалах находятся остатки последней столицы скифов – древний Неаполь-Скифский (греки называли его Неаполис). Изображение
Там в одном из склепов есть также изображение двух борзых, черной и красной, которые охотятся на некогда обитавшего в Крыму бабируса – разновидность дикого кабана на высоких ногах. Видимо, древний художник запечатлел одно из традиционных занятий скифов – охоту с борзыми в Крымских степях, а его борзые, возможно, дали начало до сих пор существующей у нас породе – хортая.
Название ХОРТАЯ происходит от украинского слова ХОРТ, означающего просто борзая. Хотя российский псовый охотник 19 века П.М..Губин и трактует это слово как «переиначенное русскими охотниками слово от польского «харт» (Губин П.М., «Полное руководство ко псовой охоте»). Почему же из слова «харт», если к украинскому слову «хорт» легче добавить суффикс «ая» и сделать его русским? Но это слово ХОРТ сохранилось в неизменном виде с давних языческих времен, когда на древнеславянском языке оно означало и волка, и собаку, с которой охотились на зайца. Подтверждением тому служат древние находки из кургана Черная Могила (Черниговская область), ученые относят их к 10 веку нашей эры. В этом захоронении были найдены два турьих рога, окованных чеканным серебром с позолотой. На оковке турьего рога вычеканены 12 фигур, в том числе, 5 зверей. Историки объясняют всю сцену как изображение сказки о Кощее. В ней присутствуют Хорт, два зайца и два сплетенные хвостами и шеями хорта. Вполне вероятно, что это не «грызущиеся хорто-волки», как пишет Б.А Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси», а играющие борзые. Хортые очень любят игры подобного рода – обнять друг друга передними лапами, стоя на задних, и бороться, не проявляя при этом агрессии. Вот как описывает изображение на оковке турьего рога знаток язычества древней Руси Рыбаков Б.А.:«Ястреб хочет схватить стремительно скачущего от него зайца… Заяц ускакал от ястреба, но его подстерегает другой помощник сказочного героя – «хорт».
Во всех других славянских языках это древнее слово ХОРТ трансформировалось. В польском – харт, в словацком и чешском – хрт, и тому подобное. И лишь в украинском языке оно сохранилось в неизменном виде. А это означает, что все это время существовало и само понятие, обозначенное этим словом. Ведь если бы исчезло понятие, умерло бы и слово. В те далекие времена не было словарей. Только устное народное творчество сохранило информацию о наших далеких предках.
Слово хорт присутствует в древних, веками передаваемых из уст в уста с языческих времен колядках:
…Красний молодець, премудрий стрілець.
Премудрий стрілець та Івасенько
Трима хортонька за ретяжейку,
Трима коника за поводойку,
А соколонька на правій руці.

Запорожским казакам тоже не чужды были хорты, хотя нигде не описаны их охоты с борзыми. Но о тех смутных далеких временах мы вообще имеем очень мало письменных свидетельств. Да и вряд ли летописцы утруждали себя описанием такого действа, как охота с борзыми. Их больше интересовали ратные подвиги казаков. Но неопровержимым аргументом существования в те времена и хортов, и охоты с ними, служит, например, название острова на Днепре, бывшего оплотом Запорожской сечи – Хортица. Сйчас никто не ассоциирует это название с хортой, все ищут какие-то созвучия на свой лад. А тут ничего и сочинять не надо. Слово хортица в украинском языке означает не что иное, как сука хорта: хорт й хортиця. Ну, не могло так долго жить слово, если бы не существовало то, что им названо. А с течением времени люди придумали новое объяснение названию острова, забыв, какой смысл вкладывали в него наши предки. Остров узкий и длинный и омывают его быстрые воды Днепра, как будто стройная борзая вытянулась в быстром беге по степи. Все это только лишь догадки и домыслы того, что нельзя вернуть или узнать достоверно.
Что касается Запорожских казаков, так еще до сих пор живут легенды об атамане Серко, жившем в начале 17 века. Он был из плеяды характерников, обладавших неимоверными способностями. Одна из легенд гласит о том, как он, чтобы одолеть огромное войско турецкого султана, превратился в ХОРТА. Туркам этот хорт очень понравился и показался необычайно красивым.

Все вышесказанное – лишь красивая гипотеза на основе неопровержимых фактов. Каждый может интерпретировать эти факты по-своему, кому и на что хватит фантазии. Но порода таки существует, и не могла она взяться ниоткуда, если на протяжении стольких веков постоянно всплывают доказательства ее существования.
Следующая веха в истории хорта – 19 век. И тут уже есть письменные сведения в российской охотничьей литературе, как о «хортой борзой». П.М. Губин вот что пишет о хортой борзой в своем «Полном руководстве ко псовой охоте»: «Порода хортых борзых выведена от меси английских с русскими чистопсовыми борзыми собаками, а так как порода хортых борзых выведена и образовалась прежде всего в Царстве Польском, откуда распространилась по всей России, то поэтому она и сохранила за собой название «породы собак хортых», так как слово «хортые» есть переиначенное русскими охотниками слово от польского «харты», означающего в русском переводе «борзые», вследствие чего под словом «хортые борзые» русские псовые охотники всегда и подразумевали польскую борзую собаку». Многие и сейчас придерживаются этого мнения.
Здорово закрутили. Недавно я прочитала одну статью, где автор называет украинский язык диалектом русского, чтобы русским было легче понимать поляков. Не правда ли, логика авторов очень похожа.
Сведения о хартах в польской литературе появились гораздо раньше, чем в русской о русских борзых. Соответственно, и порода польских хартов – ближайших родственников хортых, известна гораздо раньше русских борзых. Так могла ли она возникнуть от скрещивания с несуществующей породой? Разумеется, нет. Как-то все не клеится. Как могла порода попасть простым казакам от польского привилегированного класса и широко распространиться на обширных степных территориях Приднепровья, Дона и Ставрополя. Кто теперь может сказать, в какие времена хортая распространилась на всей степной территории Украины и юга России? Ведь даже польские дворяне с хартами охотились в Украине, где степи просторнее. К сожалению, никто не запечатлел в хронологии фактов и событий существование этой уникальной породы. Вот и приходится искать следы пребывания хортых на нашей земле в различных источниках.
В архиве старинных фотографий попался снимок, сделанный русским фотографом-изобретателем Болдаревым в 1870-е годы «Казак, возвращающийся с охоты» из серии «Виды и типы на Дону». В кадр попали все те же хортые, типичные и для нашего времени. Потому что в широких Донских степях казаки охотились с борзыми, крепкими, выносливыми, практично одетыми в короткую псовину. Кто ж продаст простому казаку за три копейки Русскую псовую борзую? Нет, это местные хортые, которые обитали там веками.
Изображение
Вот польские харты , как национальная порода, являются героями и польской поэзии, и таких же руководств по псовой охоте, какие издавались в дореволюционной России. Есть целые серии живописных работ польских художников о хартах и охоте с ними. Наших хортых изобразил на своиз холстах только один художник, но и он - немец. Хуго Унгевиттер, великолепный анималист начала 20 столетия. Изображение
Он с фотографической точностью и очень красочно писал животных. Еще до 1917 года он имел поместье в Украине и, видимо, участвовал в охотах с хортыми в Таврической степи, в частности, в Аскании Нова (нынешняя Херсонская область). Охота с хортыми в Таврической степи в начале 20 века стала темой многих полотен Х. Унгевиттера. Глядя на эти картины, мы можем констатировать, что хортые ничуть не изменились с того времени. Крепкий костяк, сухая мускулатура, короткая блестящая псовина, и при этом элегантная голова с небольшим затянутым ухом, длинное тонкое правило чаще всего в полукольце. Изображение
Но история продолжается. С приходом Советской власти в Украину и Россию пришли и новые законы об охоте. И трагическая участь постигла наших хортых. Константин Эсмонт стоял у истоков воссоздания породы и стандартизации ее в советское время. Вот что пишет он в своей статье «Хортые и степные борзые на Дону»: «И 1923 и 1924 гг. в Ростове состоялись выставки охотничьих собак. Казалось бы, с этого момента должно было начаться какое-то становление пород борзых. Однако в Крайохотсоюзе борзые подверглись не только гонению, а и прямому уничтожении». Такая же трагическая судьба была и у хортых Украины. Их отстреливали не только в поле, но и во дворах, на глазах у хозяев. То есть в нашей стране хортые были полностью уничтожены в период коллективизации сельского хозяйства. Мне довелось слышать это от живых свидетелей и на Слобожанщине, и в Приднепровье. В западных областях Украины также были распространены хортые, и охота с ними была достаточно популярна до того злосчастного времени.
К счастью для породы, в России в тридцатых годах началось «потепление» в отношении к ней. На Дону стали создаваться промысловые бригады по отлову зверя борзыми. Им выдавались пайки на собак, проводились смотры экстерьера. Породу начали восстанавливать. Потом – Великая Отечественная война. И все заново.
После войны началось восстановление породы. Но, конечно, только в России. Там этим занимались серьезно. Проводились выводки, смотры экстерьера, на которых владельцам породных борзых выдавались специальные разрешения на охоту. Благодаря этой работе Ростовские борзятники получили стимул разводить чистопородных борзых, в том числе хортых. Тогда же начали проводить и полевые испытания по вольному зверю, чтобы оценить борзых по рабочим качествам. Все это способствовало увеличению количества породных хортых и улучшению их качества.
В 1951 году на основании описаний экстерьера хортых был утвержден стандарт породы, с которым мы работаем до сих пор. Долгое время в породе хортая борзая в разведении участвовали особи с неполной родословной или вообще неизвестного происхождения. Это было связано с тем, что, например, на юге России с его огромными пространствами не все районы были охвачены системной кинологической работой. Хортая борзая достаточно специфическая порода, не похожая на других собак. Скрещивание ее тогда (до конца 20 века) с другими борзыми было маловероятно. Даже русских псовых там держали единицы охотников, так как Русская псовая борзая более требовательна к уходу и содержанию и не всегда практична в оплях из-за своей длинной псовины. А если и случались такие залеты иной крови, то это происходило в виде вводного скрещивания. То есть, метисы снова растворялись в массе однопородных собак. Древняя порода все переваривала и сохраняла тип, созданный самой природой. Вот и называли ее аборигенной.
Однако в 90-х годах 20 столетия начался массовый ввоз на территорию бывшего СССР грейхаундов, уиппетов. Местные охотники, увидев сумасшедшую резвость английских борзых, начали правдами и неправдами скрещивать своих аборигенов с иностранцами. Причем, совершенно бездумно и бессистемно. Собаки внешне похожи, специалистов по этим породам мало, а тем более, опытных, кто мог бы узнать в выставляемой собаке метиса. Зачастую, это и не всегда возможно. Документы получить несложно – абориген! В Украине, к счастью, эту лавочку закрыли быстро. К разведению стали допускать только собак известного происхождения. Конечно, это не панацея. Нет- нет, да и найдутся нечистые на руку заводчики, выдающие своих метисов за чистопородных хортых, чтобы легким путем добиться успеха на состязаниях или в продаже щенков. Но, даже если некомпетентный или нерадивый эксперт пропустит их на племенном мероприятии, опытные заводчики не станут иметь дело с мешанчуками. Хотя, никто не застрахован наткнуться в разведении на помесь 3 или 4 поколения, которую не так легко определить. Но для того и существует селекция, чтобы отбирать собак определенного качества.
Другое дело в России. Там охота с борзыми до сих пор весьма популярна. У многих ностальгия по утраченным крепким хортым наравне с желанием выигрывать и соперничать с грейхаундами. Мичуриных от собаководства вполне хватает. А понятие «аборигенная порода» осталось на бумаге. То есть, начальную родословную можно легко получить на любую гладкошерстную борзую, назвав ее «хортяк». И невдомек сторонним наблюдателям, что аборигенов давно нет на просторах СНГ. Эти, так называемые, аборигены всего лишь потомки либо выбракованных собак, либо случайные или запланированные метисы. Нет сейчас уголка в России или Украины, куда бы не ступила лапа грейхаунда или откуда бы невозможно было доехать до кинолога, чтобы оформить документы. Ведь когда это необходимо, эти люди находят возможность оформить все бумаги на своих «аборигенов». Странно, что опытные кинологи этого не видят или делают вид, что не понимают. Более того, ратуют за, так называемое, расширение генофонда за счет собак неизвестного происхождения (когда вокруг всем известно, что происхождение мешаное). И еще бравируют по поводу такого разнообразия фенотипов в связи с этим и возможностью каждого заводчика разводить все, что ему по душе под названием одной породы. Ура, товарищи! Вперед, в прошлое! Так зачем нам стандарт вообще и все эти выставки и полевые испытания, которые являются зоотехническими мероприятиями, а не только показухой, говоря русским языком.
В таком случае, надо вспомнить историю русской псовой борзой, когда каждая псарня имела свой экстерьерный тип. Но в итоге псовые охотники объединились и пришли к единому стандарту породы. Выработали систему оценки экстерьера породы и рабочих качеств. Причем, долгим путем и большим трудом многих кинологов. А теперь каждый пытается переписать стандарт под своих собак или внести поправки в правила испытаний. Интересно, что изменилось за 100 лет? Кажется, заяц – русак не мог так быстро эволюционировать. А ведь он всегда считался главным мерилом способностей борзой. Однако, и правила переписывают, и стандарты уточняют. Достаточно сказать, что последний вариант проекта правил испытаний борзых по вольному зверю, принятый (или не принятый?) в Украине, будет способствовать тому, что многие рабочие борзые отечественных пород останутся без полевых дипломов или будут получать только 3 степень, да и то при условии поимки зверя. Правила эти ориентированы только на очень резвых грейхаундов, которые тоже не всегда ловят.
Другое дело, что численность зайца в некоторых регионах Украины упала. И ружейные охотники списывают все грехи на борзятников, которых в Украине совсем немного. Официально этот вид охоты в нашей стране разрешен с 1996 года. За период с 1924 г старые любители этого самого естественного вида охоты умерли физически. В умах новых охотников вытравили ту любовь к соревнованию собаки со зверем и привили буквально ненависть к борзым (с чем мы, борзятники, сталкиваемся до сих пор). Эта ненависть перешла уже на уровень закона. Вдруг кто-то обнаружил лазейку в законах, через которую протянули новое ограничение использования борзых. Сократили сроки испытаний борзых. По их мнению, это животное истребляет в полях все, что движется. Ну, чуть-чуть перепутали. Забыли, что борзая – тоже животное и на охоте всего лишь соперничает с диким зверем в резвости и смелости. В отличие от охотника с ружьем и другими техническими средствами, чья пуля убивает без разбора. Нетрудно провести статистику, сколько зайцев может поймать борзая. Например, в итоговых Новогодних состязаниях борзых в Мариуполе 2010 г участвовало 19 борзых, имеющих полевые дипломы с поимками. В итоге на данных состязаниях было поймано всего 2 зайца. Это было закрытие охоты по зайцу в Донецкой области. Интересно, сколько взял зайцев за два дня коллектив из 19 ружейных охотников? Изображение
А тут еще, вместо того, чтобы объединиться и помогать друг другу, все расползлись по своим норкам и устраивают испытания «для узкого круга ограниченных людей» (выражение одного из «ограниченных»). На испытания, где зверя достаточно и условия позволяют испытать борзую, попасть без личного приглашения практически невозможно. Изображение
В основном, полевые мероприятия борзых по вольному зверю проводятся на юге Украины. В северных областях зайца катастрофически мало, поэтому испытания там практически не проводятся. Тем более, после открытия охоты на пушного, как того требуют новые законодательные акты, в полях этого зверка вовсе не сыщешь. Он прячется в лесу, в балках, крепях, на худой конец, в пашне, в которой не всегда возможно ходить с борзой. По мерзлой или очень грубой пашне охотиться, а тем более, проводить испытания нельзя. А ведь борзая может бежать только на открытом пространстве. И все мы знаем, что основным требованием племенной работы является полевой диплом. На состязания теперь тоже допускают только дипломированных борзых. А где ж заработать тот полевой диплом, если испытаний проводится очень мало, да и не везде попадешь?
Вот и ждем мы все борзятники с нетерпением того единственного месяца в году – ноября, когда уже можно охотиться (по закону) и еще можно охотиться (по погоде) с нашей чуть ли не единственной отечественной породой охотничьих собак – ХОРТОМ! Так сохраним же для наших потомков ее, великолепную собаку, бегущую быстрее ветра из глубины веков!
Изображение
Елена Халмоши
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 18.2.2011, 3:27
Сообщение #2


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Сделаю небольшое уточнение, статья вышла в февральском номере Всеукраинской газеты "Охота и рыбалка". Очень жаль, что при оформлении использована только одна маленькая иллюстрация - картина Хуго Унгевиттера, и на всю ширину страницы над статьей размещено фото с грейхаундами и псовыми...
Мне, конечно, лестно, что редакция использовала мое фото (никаких претензий к редакции с моей стороны нет, это фото я предоставляла им в 2006 году вместе со своей статьей об испытаниях в Одессе), но могли бы и с автором материала посоветоваться, будет ли это фото в тему?

Здесь вы видите Хортицу.
Изображение

А тут, якщо багата уява, хортицю, що скаче biggrin.gif
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
GREYHOUND_RACE
сообщение 18.2.2011, 14:24
Сообщение #3


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 1677
Регистрация: 9.5.2005
Пользователь №: 30



Цитата(Helena @ Feb 18 2011, 02:27) [snapback]15254[/snapback]

но могли бы и с автором материала посоветоваться, будет ли это фото в тему?
Но это Вы можете позвонить в редакцию и выяснить, что за "самоуправство" они позволяют smile.gif
Цитата
Здесь вы видите Хортицу.
А тут, якщо багата уява, хортицю, що скаче
Спасибо за картинку. Мое воображение хортую не представило (видиться несклько другое животное), но мало ли как этот остров выглядел ранее, и со временем какая-то площадь суши ушла под воду или наоборот вышла на поверхность.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 18.2.2011, 14:51
Сообщение #4


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 12:24) [snapback]15256[/snapback]
Но это Вы можете позвонить в редакцию и выяснить, что за "самоуправство" они позволяют smile.gif
Как раз я уже не могу, т.к. это фото мной отдано в редакцию для оформления публикаций. Уже ничего не исправим, но впредь Е.Халмоши нужно договариваться с редакцией о том, как будет оформлен ее материал.
Похожая ситуация была с каким-то журналом о собаках, когда автор статьи расписывала рпб, как диванную собаку, которой охота не нужна вовсе, а редакторы фото поставили со сценами охот и добытой лисой. biggrin.gif Вот тогда было, действительно, не в тему!
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 18.2.2011, 15:24
Сообщение #5


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 12:24) [snapback]15256[/snapback]
но мало ли как этот остров выглядел ранее, и со временем какая-то площадь суши ушла под воду или наоборот вышла на поверхность.
Я и не утверждаю, что остров был таким и ранее.
Просто сейчас лично я в нижней половине острова вижу длинноголовую собаку, выбросившую вперед передние конечности. Вот только бежит она, получается, что по течению вниз, к морю.
Цитата
Мое воображение хортую не представило
Нужно просто захотеть. biggrin.gif
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
GREYHOUND_RACE
сообщение 18.2.2011, 21:49
Сообщение #6


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 1677
Регистрация: 9.5.2005
Пользователь №: 30



Цитата(Helena @ Feb 18 2011, 14:24) [snapback]15261[/snapback]

Просто сейчас лично я в нижней половине острова вижу длинноголовую собаку, выбросившую вперед передние конечности.
Helena в Вас, наверное, как и Е.Халмоши светлый образ художника живет smile.gif Где вы видите собаку? Извиняюсь за Изображение
Лена, а на тех мероприятиях прошлого сезона, что вы присутствовали хортые были? Работы их видели?
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 18.2.2011, 22:09
Сообщение #7


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 19:49) [snapback]15269[/snapback]
Лена, а на тех мероприятиях прошлого сезона, что вы присутствовали хортые были? Работы их видели?
В Одессе было две собаки, обе уехали с "трешками". Одна разведения Шокуровой - Услада, вл. Трощинский из Приднестровья, вторая из Питера - Альмира Лапушка Русский Ветер, вл.Осипова.
Изображение

Была я еще один день в Днепре. Точных результатов у меня нет, хортых там было несколько номеров.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
GREYHOUND_RACE
сообщение 18.2.2011, 22:11
Сообщение #8


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 1677
Регистрация: 9.5.2005
Пользователь №: 30



Цитата(Helena @ Feb 18 2011, 21:09) [snapback]15273[/snapback]

Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 19:49) [snapback]15269[/snapback]
Лена, а на тех мероприятиях прошлого сезона, что вы присутствовали хортые были? Работы их видели?
В Одессе было две собаки, обе уехали с "трешками". Одна разведения Шокуровой - Услада, вл. Трощинский из Приднестровья, вторая из Питера - Альмира Лапушка Русский Ветер, вл.Осипова.
Работали в одиночку каждая? На чем скакали7
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 18.2.2011, 22:32
Сообщение #9


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 20:11) [snapback]15276[/snapback]

Цитата(Helena @ Feb 18 2011, 21:09) [snapback]15273[/snapback]

Цитата(GREYHOUND_RACE @ Feb 18 2011, 19:49) [snapback]15269[/snapback]
Лена, а на тех мероприятиях прошлого сезона, что вы присутствовали хортые были? Работы их видели?
В Одессе было две собаки, обе уехали с "трешками". Одна разведения Шокуровой - Услада, вл. Трощинский из Приднестровья, вторая из Питера - Альмира Лапушка Русский Ветер, вл.Осипова.
Работали в одиночку каждая? На чем скакали7
Первая в одиночку на паданке, озимых, через посадку, на лущевке;
Изображение
вторая половину на озимых, через посадку, половину по пахоте. У второй в номере была еще одна собака, которая на видимую мной часть работы влияния не оказала.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Марина Попова
сообщение 19.2.2011, 7:28
Сообщение #10


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 111
Регистрация: 26.4.2010
Пользователь №: 1416



Большое спасибо Елене Халмоши за интересную и добрую статью. Для меня Лена является глубочайшим авторитетом в знании хортой борзой, и просто очень симпатичным мне человеком вот уже на протяжении 10 лет, что мы знакомы. Но все-таки некоторые позиции указанной работы вызывают у меня, как профессионального филолога, некоторые замечания. Попробую изложить их внятно и аргументировано со ссылками на первоисточники.
Первое и самое маленькое замечание относится к названию труда АКАДЕМИКА Бориса Александровича Рыбакова (а не просто ЗНАТОКА язычества древней Руси), исследователя, ученого, накопившему с 30-х годов ХХ века колоссальное количество фактического материала по этнографии, социологии, языческим верованиям и обрядам, которое звучит как «Язычество древних СЛАВЯН» (М., Русское слово, 1997, переиздание). Хотя, может быть, на Украине издание названо иначе?
Примечательно, что на описываемом предмете помимо борзых собак присутствует и объект охоты и ловчая хищная птица. Как тут не вспомнить охотничьи традиции древних кочевников. Уже в Ясах Чингисхана (поверьте на слово – эти древнейшие своды законов величайшего государственного деятеля для своего народа сохранились в переводах и списках многих народов Средней Азии. и их подлинность не вызывает сомнений у виднейших ученых) зафиксировано важнейшее значение охоты как боевой подготовки воина. Цитирую: Яса № 14 «…муж займется охотой или войной…» (другого времяпровождения у настоящего аристократа нет и быть не может); Яса № 16 «Мы отправляемся на охоту и убиваем много горных быков; мы отправляемся на войну и убиваем много врагов»(вот как всё взаимосвязано); при повышении в заслугах выдающихся военачальников Яса № 26: «…все они… служили искусно помощью и пособиями, хорошо пускали стрелы, держали в поводу заводных (в смысле – породных) лошадей, ловчих птиц на руке и ОХОТНИЧЬИХ СОБАК в тороках…»
Вот оно, настоящее занятие воина-аристократа, во все века и во всех цивилизациях принадлежащих к одной из высших каст (выше только вожди и жрецы), - война и ОХОТА (не путать с промыслом!). Кстати, в Англии до недавнего (исторически!) времени простолюдинам под страхом смерти запрещалось иметь борзых. Псовая охота – удел исключительно знати.
Стало быть, на описываемом художественном объекте изображена типичная и традиционная для кочевников охотничья сцена. Но имеет ли она (эта находка из кургана) столь очевидное, как утверждает Елена, доказательство автохтонного происхождения ХОРТОЙ на территории Украины? Или – является ли Украина родиной ХОРТЫХ?
Еленой сделана попытка лингвистического анализа языкового корня ХОРТ-.
Цитата из статьи:"Во всех других славянских языках это древнее слово ХОРТ трансформировалось. В польском – харт, в словацком и чешском – хрт, и тому подобное. И лишь в украинском языке оно сохранилось в неизменном виде. А это означает, что все это время существовало и само понятие, обозначенное этим словом.
Почему же из слова «харт», если к украинскому слову «хорт» легче добавить суффикс «ая» и сделать его русским? Но это слово ХОРТ сохранилось в неизменном виде с давних языческих времен, когда на древнеславянском языке оно означало и волка, и собаку, с которой охотились на зайца.
Название ХОРТАЯ происходит от украинского слова ХОРТ, означающего просто борзая".


Опять видна «рука Москвы». Вот так взять и присвоить себе лавры родоначальника с помощью окончания (не суффикса!!!) –АЯ. Им бы всё самостийное портить. Не только Киевскую Русь в свою историю вписали (да-да, лично слышала на Крещатике в 1994 году «Русские, оставьте хохлам их собственную историю!»), так еще и хортую борзую присовокупили.
Итак, небольшой языковедческий экскурс. Кому не интересно, можно пропустить, поверив мне на слово – слово (правильно – корень) ХОРТ- (правильно – ХРТ) не является ни русским, ни украинским, ни, тем паче, польским, словацким, чешским и тому подобное. Начну с того, что это слово (корень) относится еще к древнейшему индоевропейскому праязыку-основе(на котором говорили наши предки около сорока тысяч лет назад; такие сроки называются некоторыми учеными), реконструированном учеными-лингвистами в XIX веке, и сохранившем свои следы во многих – не только братских-славянских – языках мира. Гласные О/А, на которые опирается автор, не являются принципиальными формообразующими звуками, как, впрочем, и большинство гласных. Предлагаю маленький опыт. Произнесите вслух или про себя несколько раз слово «молоко». Напишем-то мы его все (или почти все) грамотно – через три «О». А скажет нормальное большинство (если только не иностранец, изучающий русский язык) так, по буквам: М-(какой-то гортанный непроизносимый краткий) – Ъ – Л – А – К – О. Т.е., в транскрипции «МЪЛАКО». –О- только в конце под ударением прозвучит. Предударный гласный превратится в –А-, а самый пред-пред… редуцируется до почти не произносимого то ли гласного, то ли согласного. Этот простейший фонетическо-грамматический пример показывает нам, откуда в старом алфавите появилась буква ЕР – Ъ, который ставился в конце всех слов (в большинстве – мужского рода), оканчивающихся на согласный. Оказывается, был такой звук раньше – очень краткий (в безударной позиции) между А и О. Поэтому с отменой этой буквы в одних грамматиках слово пишется через А (харт), в других – через О (хорт). Следовательно, ХАРТ- и ХОРТ- изначально не являются разными названиями разных пород борзых.
Так вот, господа, - лингвистика – очень точная наука, и подчиняется, развиваясь, особым законам, не менее жестким, чем в математике. С древних времен, от которых не осталось даже праха, тем более каких-либо материальных предметов (пирамиды – это новодел!), с вавилонских эпох, когда перемешивались и языки и народы, когда история не знала ни немцев, ни русских, ни французов, ни, даже! украинцев, нам достались нематериальное свидетельство древности – СЛОВО. Истинно – в начале было СЛОВО.
И наконец про ХОРТЫХ. Все мировые языки развивались по законам, в которых в ряде случаев звук С переходил в Т (и наоборот, пример: пеТь-пеСня, никто не сомневается, что это однокоренные слова), ГКХ переходят в ЗСЖ – княЗь – княЖич – княГиня. Пример понятен, всем известен, никто не задумывается, почему однокоренные слова произносятся и пишутся так по-разному. А ведь это формообразующие согласные. Что уж там говорить о плавающих и редуцирующих (сокращающихся) гласных!
Древние индоевропейцы – арии (задолго до того, как разделились на славян, европейцев, индусов с их санскритом) почитали сильного и древнего бога ХОРСА – бог жестокого сжигающего разящего солнца, потом понятие перенесли на любой небесный разящий свет – молнию (Хорс – бог молний), потом на другое быстрое атмосферное явление – ветер, а с веками, по мере глобализации и объединения древних богов и функций Хорсом стал зваться конь верховного божества (у древних славян – Перуна) – с эпитетами внезапный, как молния, разящий, как небесный огонь, быстрый, как ветер.


А со временем и само понятие ХОРС/ХОРТ (помним про чередование С/Т, это закон!) стало олицетворять скорость. Скандинавский эпос Эдда дает ветру название heuler (слышим ХР?), в церковнославянском ХОРЪ – западный ветер, а также пение, родственное со словом ХОРТЪ – борзой, ловчий пес (Это я цитирую А.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1865г., переписываю удобоваримым современным правописанием за исключением основного слова); в лужичском языке (жил такой славянский народ на территории современной Германии) khort – нечистый дух (имеет свойства ветра, дух – дует). В финском эпосе есть быстроногие собаки, порожденные ветром. В гимнах Риг-Вед (санскрит) упоминается о небесной (! – небо, солнце, молнии, ветер – чувствуете логику?) суке Caram (слышим КР/ХР?). Самому Индре и его спутнику, богу ветров (!) дается эпитет canas – похоже на латинское название собаки? И на десерт - даже у греков есть двуглавый пёс ОРТ (чувствуем опущенную придыхательную h? Т.е. пресловутый ХОРТ), которого должен убить Геракл, прежде, чем спереть красношерстных быков у царя Гериона.
Цитата из статьи: "А это означает, что все это время существовало и само понятие, обозначенное этим словом. Ведь если бы исчезло понятие, умерло бы и слово".
Вот тут Лена совершенно права. Такое вот понятие ХОРТ – молниеносный, внезапный, быстрый. И применимо оно к животному, быстрый бег которого с непредставимо древнейших времен составляет тот существенный признак, по которому оно получило свое название «быстрый, стремительный», собственно – «бегун» в переводе с санскрита. Речь идет о собаке.
Вот так, пользуясь только исключительно лингвистическим анализом, смею предположить, что древнейшая порода собак была борзой. Об этом свидетельствуют названия в разных древних и современных языках. Тот же Афанасьев в середине XIX века утверждает, что «немцы называют борзую собаку windhund, английскую охотничью собаку - windspiel и wind» - и переводит это как ВЕТЕР. Более того, ветер стал в пословицах и загадках европейских народов олицетворяться в образе рыскающего пса.
Для тех, кому скучно было читать всю эту наукообразину (Клянусь, ни слова собственного вымысла! Каждая фраза имеет ссылку на академические и литературные первоисточники. Кому интересно, перечислю литературу в личку) , упрощаю и резюмирую:
Слово ХОРТ и объект, им называемый, не является продуктом украинского языка и народа, а имеет гораздо более древнюю историю и означает быстрый, как молния или ветер, изначально относилось к небесному божеству, потом к его коню, а позднее к очень быстрой собаке. В измененном виде это слово сохранилось в большинстве индоевропейских языков.
Далее автор предлагает читателю самому сделать выводы, ответив на простейшие вопросы:
Цитата из статьи: "Как могла порода попасть простым казакам от польского привилегированного класса и широко распространиться на обширных степных территориях Приднепровья, Дона и Ставрополя. Кто теперь может сказать, в какие времена хортая распространилась на всей степной территории Украины и юга России? в широких Донских степях казаки охотились с борзыми, крепкими, выносливыми, практично одетыми в короткую псовину. Кто ж продаст простому казаку за три копейки Русскую псовую борзую? Нет, это местные хортые, которые обитали там веками".
Волей-неволей придется опять обратиться к наукам истории и этнографии.
Для начала вопрос: А насколько просты «простые казаки Приднестровья, Дона и Ставрополя»? Неужели мы будем принимать на веру профанацию «советской исторической науки» о беглых крепостных крестьянах и каторжниках, умудрившихся не только удрать, прихватив с собой многочисленные семейства, домашний скарб и утварь; на протяжении сотен и тысяч километров миграции не попасться на глаза силовым структурам своего времени; за короткий период заселить колоссальные территории Северного Причерноморья, дельты Волги, низовьев Дона и Северного Кавказа? Более того, сумевших в считанные дни создать четкую строгую военизированную структуру, изобрести для собственного пользования и обучения поколений тактику и стратегию военного дела, построить укрепленные поселения, способные выдерживать постоянные набеги горских народов, не позволяя им проникнуть на территорию Руси-России-Русской Империи, создав и развивая самобытный язык (имеющий большое количество тюркизмов в своем лексическом составе), обряды для важнейших жизненных циклов – рождение, инициация, свадьба, смерть, похороны – во многом принципиально отличающиеся от аналогичных обрядов русского народа? Не буду загружать читателей перечислением обоснованных и аргументированных фактов из соответствующей литературы, сошлюсь только на труды Льва Николаевича Гумилева, величайшего ученого ХХ века: «… границы государства почти никогда не совпадают с границами расселения того народа, который это государство создал. Они бывают то уже, то шире, в зависимости от военных успехов или неудач…» Вот уж действительно, тайна сия необъяснима вельми! Курганы есть, памятники материальной культуры – сколько угодно, изображения скифов и других кочевников с борзой собакой есть во всех музеях мира, но вот куда делись населявшие когда-то эти огромные территории скифы, сарматы, половцы, хазары? Культуры, создавшие образцы военной демократии, богатеющие более военными походами, чем занимаясь ремеслами. Не иначе, как однажды улетели на Марс. Или в другое измерение. В общем, срочно освободившие обжитые за сотни и тысячи лет благодатные пространства для мигрантов-маргиналов среднерусской равнины.
Для тех, кто не в курсе – Войско Донское, Терское, Сечь Запорожская (и др.) не с неба свалились. Как жили на протяжении сотен и тысяч поколений, так и по сию пору хранят казаки память о былом воинском величии, принципах военной демократии, походах и победах.
И в самом деле – где «ПРОСТОМУ КАЗАКУ» взять три копейки на собачку? Пожалуй, подберет песика за околицей… А что, обитают тут веками, будет тявкать, двор охранять… А на сэкономленные три копейки прикупит коня боевого, форму казачью, оружие бесценное, полную боевую выкладку. Ведь казачьи войска не финансировались казною. Каждый казак за свои средства готовил себя к службе.
Поэтому я бы исключила само выражение «простой казак». Не простой это народ. Ни в финансово-экономическом отношении, ни в социально-общественных притязаниях.
Но то, что борзая собака (название не принципиально – харт ли это, азавак, вольфхаунд или псовая) ВСЕГДА была спутником конкретного привилегированного класса – истина. То, что псовая охота НИКОГДА не носила промыслового характера – ясно любому борзятнику. То, что ОХОТА (сильное непреодолимое желание чего-либо) и промысел – понятия принципиально различные – иногда кое-кому стоит напомнить.
Утверждение о якобы только в украинском языке сохранившемся слове ХОРТ- не просто спорное, а неверное изначально. Академик Рыбаков в той же работе на с. 180 пишет: «В ряде случаев в заговорах встречаются архаичные слова, непонятные даже самим знахарям. Так, в одном заговоре от волков, записанном мною в с. Вщиже (Брянская обл.) , упоминался «хорт с хортенятами»; рассказчица-знахарка не знала значения этих слов, совершенно не употреблявшихся местными жителями. «Хорт» - волк, как явствует из русских и болгарских говоров…».
Цитата из статьи: "Здорово закрутили. Недавно я прочитала одну статью, где автор называет украинский язык диалектом русского, чтобы русским было легче понимать поляков".
Про поляков они, конечно, загнули… А вот о феномене «украинского ЯЗЫКА» я бы поспорила. Но это выходит за рамки обсуждаемой темы.
А вот пропустить толкование гидронима (в языкознании – раздел о названиях природных водных объектах) ХОРТИЦА не могу, уж простите. Есть такое понятие, как «народная топонимика», когда утратив понимание слова, обозначающего объект, население начинает сочинять мифы и легенды. Как пример – река Царица никогда не была последним пристанищем никакой царицы. Элементарное тюркское «Сары-су» - желтые пески. Но народная фантазия по созвучию обозвав речку Царицей, дала также название городу на ее берегах – Царицын, тщательно привязывая всякие сказки про цариц.
Так вот, определив древность и этимологию слова ХОРТ-ХАРТ как быстрый, стремительный, зачем так упорно отрицать элементарное значение – БЫСТРИЦА? А на картах русской равнины во многих названиях речных притоков с сильным течением видим слово «быстрица». Но при чем тут, умоляю вас, сука-хортица?! И с какого, позвольте, «ероплана» смогли запорожские казаки увидеть с высоты птичьего полета контуры острова и признать в них СУКУ хортую (по каким ярко выраженным половым признакам?)
Ольга Юнг: "Мое воображение хортую не представило".
Helena: "Нужно просто захотеть".
Ну, если захотеть, то и древнего Киевского князя Олега, прозванного Вещим (мудрым, знающим сокровенную весть), бывшего великим волхвом, умеющего превращаться в волка (хорта) и преодолевать до восхода солнца огромные расстояния (по летописи) можно превратить в нечто несуразное:
Цитата из статьи: "Что касается Запорожских казаков, так еще до сих пор живут легенды об атамане Серко, жившем в начале 17 века. Он был из плеяды характерников, обладавших неимоверными способностями. Одна из легенд гласит о том, как он, чтобы одолеть огромное войско турецкого султана, превратился в ХОРТА".
Опять неумеренная народная фантазия, напрочь забывшая свою историю и переносящая функции одного объекта на другой.
Перечитала, как-то слишком критично получилось. Но не могла пройти мимо некоторых несуразиц хорошей в целом статьи о любимых борзых. Братья и сестры с Украины! Ну не надо так уж старательно открещиваться от этнического, культурного и языкового родства с соседом. Ну что ж вы такие самостийные. Прямо какая-то «детская болезнь левизны»…
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Shubkina
сообщение 19.2.2011, 10:38
Сообщение #11


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 192
Регистрация: 6.7.2005
Пользователь №: 65



Цитата(Марина Попова @ Feb 19 2011, 07:28) [snapback]15289[/snapback]

Марина, спасибо, блестящее эссе - хорошо бы правильно оформить цитаты, вставить все ссылки и можно будет постараться опубликовать в твердой копии. А не слабо?
Только исправьте про сорок тысячелетий (одомашнивание собаки - около 15 т.л.) - вероятно Вы имели в виду сорок веков=4 т.л.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 19.2.2011, 13:34
Сообщение #12


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(Марина Попова @ Feb 19 2011, 05:28) [snapback]15289[/snapback]
Ольга Юнг: "Мое воображение хортую не представило".
Helena: "Нужно просто захотеть".
Ради всего святого не принимайте возможности моего воображения в желание превратить хортую борзую в украинского хорта! biggrin.gif
Я сама только после статьи Елена пошла глянуть на форму этого острова и под впечатлением прочитанного смогла увидеть там бегущую длинноголовую собаку. Но причислять за это меня к людям, считающих хортую исключительно национальной украинской породой, не нужно!
Цитата
Братья и сестры с Украины! Ну не надо так уж старательно открещиваться от этнического, культурного и языкового родства с соседом. Ну что ж вы такие самостийные. Прямо какая-то «детская болезнь левизны»…
Это уж точно не ко мне! Позиции крайне левого национализма не разделяю. Когда читаю некоторые творения (не Халмоши) украинских борзовладельцев, меня ужасно расстраивает их желание рассорить наши народы, их высказывания о том, что россияне называют хортую - русской хортой (чего я лично не слышала никогда!), их пошлые высказывания в адрес владельцев грейхаундов и русских псовых и т.д.
Т.ч., Марина, если у Вас есть желание, могу Ваш ответ на статью Халмоши разместить на своем сайте.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Попов Дмитрий
сообщение 20.2.2011, 13:45
Сообщение #13


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 376
Регистрация: 29.3.2007
Из: г. Волгоград, ул. Осенняя д. 20
Пользователь №: 357



Спасибо за отзывы. Но, учитывая, что этот пост имеет конкретную направленность - ответ на статью, не знаем, стоит ли оформлять его в отдельную работу. Просто, если есть интерес, у Марины достаточно накоплено материла и по происхожднию терминологии псовой охоты, и по ее ритуальной направленности в обрядах древних народов. Все с позиций лингвистики и этнографии. Я давно настаиваю, чтоб она оформила всё накопленное, но как-то руки не доходят. Вот в данном случае задело за живое, сели и ответили. Какой бы еще раздражитель для нее придумать?
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Helena
сообщение 20.2.2011, 14:09
Сообщение #14


старожил
****

Группа: Members
Сообщений: 677
Регистрация: 24.4.2007
Из: Мелитополь, Украина
Пользователь №: 367



Цитата(Попов Дмитрий @ Feb 20 2011, 11:45) [snapback]15295[/snapback]
Но, учитывая, что этот пост имеет конкретную направленность - ответ на статью, не знаем, стоит ли оформлять его в отдельную работу.
Думаю, что стоит. Статья Елены на нашем сайте тоже есть.
С удовольствием ознакомилась бы с другими работами Марины.
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение

ОтветитьСоздать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 19.11.2017, 1:32